Пост в день ‘Арафа, совершающими Хадж
Людям, совершающим Хадж, не следует поститься в день Арафа, поскольку пророк во
время хаджа в этот день не постился. Умм Фадль (да будет доволен ею Аллах)
рассказывала: "В день стояния на горе ‘Арафа у людей возникли
сомнения относительно того, постился пророк (мир ему и благословения Аллаха),
или нет, и тогда я отнесла ему питье, и он выпил его”. аль-Бухари 1658.
Мало того, что соблюдать паломникам в день Арафа пост не Сунна, также есть и
запрет на соблюдение поста паломникам в этот день. ‘Икрима рассказывал: "Однажды я зашел к Абу Хурайре и спросил его о посте в день Арафа,
совершающим хадж, и он сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословения
Аллаха) запрещал соблюдать пост в день Арафа тем, кто совершал Хадж”. Ахмад 2/304, Абу Дауд 2440, аль-Бухари в
"ат-Тарих” 7/4425.
Относительно достоверности этого сообщение среди ученых есть разногласия,
однако имам Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, аль-Хаким, аз-Захаби и Ахмад Шакир считали
его достоверным. И это сообщение усиливается также и тем, что такие
сподвижники, как ‘Умар, Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас тоже запрещали соблюдать пост в
день ‘Арафа совершающим Хадж. См. "Сунануль-кубра” 2823, 2824 ан-Насаи,
"аль-Мусаннаф” 7820, Абдур-Раззакъа.
Имам аз-Захаби говорил: "Кто из паломников будет поститься в день
'Арафа, несмотря на то, что ему известно о запрете на это и того, что пророк
(мир ему и благословения Аллаха) во время Хаджа не постился в день 'Арафа, как
и его сподвижники, то из того, что нам известно, это то, что он не будет
вознагражден за это”. См. "ас-Сияр” 10/684.
Непрерывный пост в течение нескольких дней
Соблюдать пост непрерывно, не разговляясь порицаемо, и на это указывают
множество хадисов. Абу Хурайра рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословения
Аллаха) запрещал соблюдать пост непрерывно, и однажды один человек из мусульман
сказал ему: "Но ты ведь ты постишься так, о посланник Аллаха!” Пророк (мир ему
и благословения Аллаха) сказал: «А кто из вас подобен мне? Поистине, по
ночам Господь мой кормит и поит меня». Когда же некоторые люди отказались
прекратить поститься непрерывно, пророк стал поститься непрерывно вместе с
ними, не разговляясь сначала один день, потом еще один, после чего они увидели
молодой месяц. И тогда пророк сказал:«Если бы он появился позже, я бы
добавил вам», – имея в виду, что это послужило бы им примерным наказанием
за то, что они отказались прекратить поститься”. аль-Бухари 1965, Муслим 1103.
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир
ему и благословения Аллаха) сказал: «Вообще не постится тот, кто постится
непрерывно!» аль-Бухари 1977, Муслим 2/197.
‘Абдуллах ибн ‘Ийяд рассказывал: "Я слышал, как Лейля, жена Башира ибн
Хасасии рассказывала: "Однажды я захотела поститься два дня подряд, и Башир
запретил мне это, сказав: "Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословения
Аллаха) запрещал это и говорил: «Так поступают христиане, а вы поститесь
так, как вам велит Аллах: «И поститесь до ночи», и когда наступит ночь, не поститесь»”. Ахмад 21448. Хафиз Ибн Хаджар и шейх
Ахмад Шакир назвали хадис достоверным.
Но если же все-таки кто-то и хочет соблюдать такой пост и чувствует в себе
силы, то ему следует разговляться хотя бы один раз в сутки, а именно – перед
рассветом. Передают со слов Абу Са’ида (да будет доволен им Аллах), что он
слышал, как пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал:«Не поститесь
непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговляется перед
рассветом следующего дня». аль-Бухари 1963.
Ибн аль-Къайим сказал: "Таким образом, сухур заменит ему
разговение”. См. "Задуль-ма’ад” 2/31.
О посте в месяце Раджаб
Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб бил тех, кто постился в месяц Раджаб и
заставлял их есть, говоря: "Кушайте! Поистине, это месяц, который
возвеличивали во времена джахилии”. Ибн Аби Шайба. Шейх аль-Альбани назвал иснад
достоверным. См. "Ируауль-гъалиль” 957.
Также и Ибн ‘Умар порицал тех, кто выделял месяц Раджаб постом. Ибн Аби Шайба,
иснад также достоверный. См. "Ируауль-гъалиль” 958.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Что касается желательности на выделение
месяца Раджаб постом, то все хадисы, указывающие на это, являются слабыми и
даже лживыми, на которые ученые не опираются”. См. "Маджму’уль-фатауа” 25/290.
То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим и хафиз Ибн Хаджар. См. "аль-Манар
аль-муниф” 96, "Табйин аль-‘уджб” 11.
Добровольный пост женщины без разрешения мужа
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха
(мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не поститься женщина в присутствии своего
мужа, кроме как с его дозволения, [если только это не пост в месяце Рамадан]». аль-Бухари 5192, Муслим 2/711, то, что
между двух скобок является версией Абу Дауда 2458.
Хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» говорит: "В хадисе говорится о том, что права мужа
перед женой стоят выше, чем желательные благие деяния, так как соблюдение прав
мужа – это обязанность (фард), а выполнение обязательного стоит выше, чем
желательные деяния”.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "После выполнения обязанностей перед
Аллахом и Его посланником (мир ему и благословения Аллаха) для женщины нет
ничего более важного, чем выполнение своих обязанностей перед мужем”. См. "Маджму’уль-фатауа” 32/275.
Добровольный пост, запрещаемый родителями
Повиноваться родителям, в том, что не содержит в себе греха, является обязанным
предписанием (фард), а соблюдение добровольного поста, является желательным
предписанием (мустахаб). По этой причине имам Ахмад порицал тех, кто соблюдал
добровольный пост, не обращая внимания на запрет родителей, а Хасан аль-Басри
говорил: "Если родители или один из них запрещают человеку
поститься, то он должен повиноваться им, и тогда он получит двойную награду –
за почитание и повиновение родителям и за намерение поститься”. См. "аль-Адабу-шшар’ийя” 1/432.
В заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
www.salaf-forum.ru
|