Только в пятницу
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и
благословения Аллаха) сказал: «Не избирайте ночь пятницы для ночной
молитвы (тахаджуд), если вы не молитесь по ночам и в другие дни, и не избирайте
пятницу для поста, если вы не поститесь в другие дни. И поститесь в пятницу
только в том случае, если на нее приходится ваш регулярный пост». Муслим 2/148.
Къайс ибн Сакан рассказывал: "Однажды мимо Абу Зарра (да будет доволен
им Аллах) проходили люди, соблюдавшие пост в пятницу, и он сказал им: «Клянусь,
вам лучше разговиться, ибо, поистине, этот день является ‘Идом!»” Ибн Аби Шайба 2/160.
Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: "Пророк (мир ему и благословения Аллаха) запретил соблюдение поста в
течении шести дней в году: В три дня ат-ташрикъа, в день аль-Фитра и в день
аль-Адха, а также в пятницу!” ат-Таялиси. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’»
6961.
В субботу
Передают, что ас-Самма бинт Буср (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что
посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является
обязательным! И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или
ветки с дерева, то все равно жуйте их». Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи,
Ибн Маджах, ад-Дарими, аль-Байхакъи, Ибн Хузайма, аль-Хаким, Ибн Шахин,
ат-Тахауи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7235.
Шейх Шамсуль-Хакъ ‘Азым Абади о словах: «И даже если вы не найдете ничего, кроме
виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их», сказал: "Это является строгим указанием на запрет
поста в субботу”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 7/49.
Шейх Ибн аль-Къайим в «Тахзибу-Ссунан» говорил: "Слова: «за исключением поста, который является обязательным», являются доказательством на запрет
любого поста, кроме обязательного. И нет разницы, соблюдается добровольный пост
лишь в субботу или и в другие дни наряду с субботой”.
Однако он посчитал хадис этот не достоверным.
Среди ученых есть разногласия относительно дозволенности соблюдения
добровольного поста в субботу. Например, шейх аль-Альбани, опираясь на
приведенный хадис, считал, что соблюдать добровольный пост по субботам
категорически запрещено, кроме обязательных видов поста, как пост Рамадана,
искупительный пост и пост по обету. И в этом он опирался на понимание
сподвижника 'Абдуллаха ибн Бусра, который также запрещал пост в субботу, что
приводит имам ан-Насаи в "ас-Сунан аль-кубра". И кстати именно его
семья распространила хадис пророка (мир ему и благословения Аллаха) о запрете
поста в субботу.
Другие ученые считали, что соблюдать пост по субботам можно, поскольку считали
данный хадис недостоверным, и это имам Малик.
Некоторые говорили, что этот запрет отменен, и это имам Абу Дауд.
А большинство ученых, объединив мнения, считали, что не следует поститься
только лишь с субботу, и если соблюдать пост наряду с каким-либо днем, то тогда
нет ничего страшного в соблюдении поста в субботу.
Что касается мнения тех, кто считал этот хадис недостоверным, то оно ошибочное,
поскольку у данного хадиса есть множество версий, каждые из которых усиливают
друг друга. Поэтому имам ан-Науауи сказал: "Эти слова (что хадис недостоверный)
неприемлемы, ибо многие имамы подтвердили достоверность этого хадиса”. См. «аль-Маджму’» 6/440.
Среди имамов подтвердивших достоверность этого хадиса: ат-Тирмизи, аль-Хаким,
Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ас-Сакан, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн Къудама,
аз-Захаби, Ибн аль-Муляккъин, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар аль-Хайтами, аль-Альбани
и др. См. «аль-Фуру’» 3/92, «Баянуль-уахм уаль-ихам» 4/269.
То же самое обстоит и со словами, что этот хадис отменен, ибо никаких
достоверных указаний на этот счет нет. Имам ас-Субки упомянув слова Абу Дауда:
"Этот хадис отмененный”, сказал: "Эти слова неприемлемы. Где доказательство
на отмену этого хадиса?!” См. "ад-Динуль-халис” 8/393.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: "Аду Дауд назвал хадис отмененным, однако
это не так, и этот хадис достоверный, несмотря на то, что Малик считал иначе”. См. "Итхаф ахлюль-Ислям би
хусусыяти-ссыям” 316-317.
Что касается мнения большинства ученых, сказавших, что в хадисе речь идет о
запрете на соблюдение поста именно в субботу, то их аргументы также весьма
сильны, особенно следующий хадис:
Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Чаще всего посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) постился по
субботам и воскресеньям, и он говорил: «Эти дни являются праздниками для
многобожников, и я хочу от них отличаться»". Ахмад 6/323, ан-Насаи в "ас-Сунан
аль-Кубра” 2/2776, аль-Байхакъи 4/313.
Но относительно достоверности этого хадиса также были большие разногласия.
Например, хафиз ‘Абдуль-Хакъ аль-Ишбили, хафиз Ибн аль-Къаттан и шейх
аль-Альбани считали его слабым. См. "ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 1099.
Однако имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Муфлих, Ибн
Хаджар аль-Хайтами, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шуайб аль-Арнаут считали этот
хадис достоверным. продолжение следует...
|